"Окончательная отделка
фартука. Подготовка к защите проекта".
5 класс
Цель
урока: Создать условия для приобретения проектных и технологических
умений на основе практической деятельности с использованием знаний и опыта
учащихся.
Методы: наглядный, проблемный, практический.
Задачи:
- Познавательные:
- систематизировать и обобщить теоретические знания о видах
фартуков, по конструированию и моделированию фартука, о способах отделки
фартука, закрепить практические умения по разделу «Создание изделий из
текстильных и отделочных материалов. Технология швейных работ»
- научить учащихся применять полученные ранее знания при
решении конструкторских и технологических задач.
- Развивающие:
- развивать коммуникативные умения через групповую
деятельность;
- привитие интереса к предмету через связь с жизнью,
- активизировать творческую деятельность учащихся в процессе
решения конструкторских и технологических задач;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся;
уметь анализировать, делать выводы при работе над проектом.
- Воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса, уверенности в себе,
внимательности.
- способствовать
формированию толерантного отношения друг к другу;
- развивать умения и навыки, необходимые для групповой
работы.
Формы
работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: Технология: моделирование фартука; математика: расчеты; геометрия: построение геометрических фигур; история: история одежды; краеведение – русский народный костюм, тверская матрешка, физика - свойства ткани; черчение- работа с чертежными инструментами, понятия эскиза; ИЗО: сочетание цветов; информатика: применение информационных технологий на уроках труда; экономика - расчет себестоимости изделий.
Оборудование
урока и материалы:
Компьютер. М-м. проектор. Экран.
Готовые образцы фартуков, различные виды ткани, отделок
фартука, раздаточный материал.
Карандаши, маркеры.
Учащиеся работают в группах по 4-5 человек.
Ход урока
1.
Организационный момент (1 мин.)
Проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих и
дежурных.
Обратить внимание на организацию рабочего места учащихся.
2. Обобщение
материала пройденного на прошлом уроке.
Учитель: Сегодня у нас обобщающее занятие по разделу:
“Работа с тканью”. Вы проделали большой творческий путь, прежде чем получили
конечный результат – готовое изделие. Мы в течение этой четверти выполняли
творческий проект – фартук.
Соответственно
можно выделить 4 шага к успеху: (слайд №2)
Мы
исследуем (1 неделя ноября)
Мы создаем (2 неделя ноября)
Мы мастерим (1, 2,3 неделя декабря)
Мы модницы (4 неделя декабря)
Вопросы для повторения: (слайд №3)
Проблемная
ситуация:
Вызываю к доске 3 учениц. Вы пришли в магазин и решили
выбрать себе фартук. Я продавец и хочу предложить вам примерить некоторые фартуки. Что мы видим? На одной
девочке фартук сидит хорошо, другой он мал, а третьей – большой.
Что же здесь не так?
-Что мы должны знать, чтобы купить фартук и при этом не
выглядеть смешно.
– Да, размер.
- Перечислите детали, из которых состоит фартук
(Нагрудник, нижняя часть, карман,
пояс, бретель).
- Какие мерки необходимо снять, чтобы построить чертеж фартука?
- Что нам необходимо, чтобы построить чертеж фартука?
(слайд №4) Функции фартука весьма разнообразны. Это и защищающая перед платья от загрязнения и
украшающая одежду. История фартука уходит в далекое прошлое Египта. Фартуки у
всех народов мира. Фартук часто используется как часть национальной одежды.
Фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, женские,
детские, мужские.
Детские фартуки
должны быть яркими, сочными, насыщенными по цвету, интересными по форме (в виде
плодов, ягод, игрушек, зверей и т. д.).
Фартуки для
мужчин лаконичны по силуэту, отделочным деталям, цветовая гамма спокойная.
А вот фартук
для работ по дому и для учащихся можно изготовить различной формы и с
применением отделки из кружева, ленты, вставок, тесьмы, вышивки. Ткани лучше
использовать натуральные (хлопок, лен), полотенечная ткань, гладкоокрашенные
или с рисунком. Они воздухопроницаемы, гигроскопичны (быстро впитывает влагу и
быстро сохнет), отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к
данному виду одежды, обладают хорошей прочностью, легко стираются и утюжатся,
не дорого стоят.
Задания на поиск
нужной информации
Цель заданий – способствовать развитию интереса по
самостоятельному поиску информации
Задание 1
(Слайд№5, 6) Фартуки в народных костюмах богато украшались,
декорировались и являлись дополнением к костюму. Основой этого костюма является
передник, или завеса.
Русский народный костюм — источник вдохновения для
художников-модельеров. Форма этих фартуков повторяется и в современном костюме.
(Слайд№7)Работа любого модельера начинается с формулы:
“для кого – для чего – из чего”.
Изготовлением и моделированием одежды занимаются специалисты
нескольких профессий, таких как:
Задание 2
Художник-модельер – моделирует одежду. Для выполнения такой
работы необходимы знания человеческой фигуры, ее пропорций и пластики. Нужно
разбираться в технологии швейного дела, а так же в законах построения костюма,
линиях кроя и отделки.
Конструктор – изготовляет чертежи и выкройки.
Технолог – разрабатывает последовательность изготовления
одежды, согласно чертежам.
Контролер ОТКа –
проверяет качество изделий.
(Слайд № 8) Виды отделки фартуков, подходящие ткани.
Задание
на развитие внимания
Цель задания – привлечь внимание учащихся к просмотру
слайдов.
3. Закрепление теоретического материала.
Запишите в
тетради «Виды отделки». Во время показа слайдов, вы записываете виды отделки.
Будьте внимательны.
(Слайд №9) Как подобрать гармоничный цвет отделки?
Проще всего сделать это с помощью цветового круга, который строится на четырех
основных цветах: красный – зеленый, желтый – синий. Они в круге расположены
напротив друг друга и называются контрастными. Цвета, которые расположены рядом
с ними, имеют название родственных цветов. Добиться гармоничного цветового
сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в
основной ткани изделия (ткань с рисунком) или же цвет отделки контрастный
основному фону.
Если фартук
шьётся из пёстрой ткани, отделку следует сделать одноцветной, причём она должна
совпадать с одной из красок ткани.
Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно
быть отделочной.
Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее яркими или белым, серым.
Наоборот, бледные, бесцветные ткани хорошо оживить яркой
отделкой.
Виды отделок для фартука: (Слайд №10-17)
Тесьма. Бейки
Аппликация
Декоративные строчки
Вышивка, кружева
Оборки и воланы
Бейки Выполняются из отделочной ткани, однотонной или
с рисунком. Бейки настрачивают по краям деталей или располагают в любом
направлении.
Гладкокрашеные бейки на гладкоокрашенных тканях можно
сочетать с отделочными стежками.
Тесьма бывает разной ширины, одноцветная и с
рисунком. Широкой тесьмой можно обрабатывать срезы изделия, тогда она
одновременно служит и для отделки. Узкую тесьму и вьюнчик настрачивают по краю
детали в один или несколько рядов или укладывают по рисунку.
Аппликация
В основном используется для отделки детских изделии, в том
числе фартуков. Она может быть выполнена из одного или нескольких кусочков
ткани разного цвета. Расположить её можно на любых деталях – карманах,
нагруднике, нижней части.
Декоративная
строчка
Выполняется нитками в тон ткани или контрастного цвета.
Лучше она смотрится на гладкокрашеной ткани. Прокладывают её обычно по контуру
мелких деталей – карманов, нагрудника. Можно также отстрочить пояс, бретели.
Вышивка
Украшающие стежки, располагают по прямой линии или по какому
– либо рисунку на любой детали фартука. Вышивку можно сочетать с отделочной
тесьмой или бейкой.
Оборки и воланы
Делают из основной или отделочной ткани. Их можно
настрачивать вдоль бретелей. Оборки можно располагать в любом месте фартука в
один или несколько рядов.
А теперь проверим ваши записи. Проверим, какие виды отделки
получились. Молодцы!
(Слайд №18,19,20) Примеры на сочетание отделки к фартуку.
4. Вводный
инструктаж:
Девиз нашего урока пословица:
“Голова подскажет – руки сделают”. Прочитаем все вместе.
(Слайд №21) Задание
на развитие логического мышления
Четыре подруги – Женя, Катя, Даша и Валя – решили украсить
фартук аппликацией.
Кто-то делал зайца из белой ткани, кто-то розового слонёнка,
кто-то зайца из голубой ткани, а кто-то котенка из белой ткани.
Катя и Даша работали с тканью одного цвета,
Женя и Катя делали одинаковые аппликации.
Кто, какие аппликации делал?
Ответ: Катя делала белого зайца, Женя – голубого зайца, Даша
– белого котенка, Валя – розового слона.
(Слайд №23) Сегодня
и вы побудете художниками-модельерами.
На прошлых уроках каждая из вас рисовала модель фартука. Сейчас задание
группам: Разработать эскиз фартука, зарисовать его, подобрать образец ткани и
отделку к задуманному изделию, обосновать свой выбор, придумать рекламу и
защитить проект. Фасоны могут быть такими как на образцах и на экране. Обратите
внимание на то, как изменена форма нижней части, нагрудника, карманов. Можно
без нагрудника и с цельнокроеным нагрудником.
Задания для
групп на карточках. Задания вслух не озвучивать до защиты.
Группам выдаются:
Образцы тканей и отделки, задание для работы в группе, листы
с основой фартука.
Задание
№1 для работы в группе: Выбрать
форму и отделку для изделий.
1 группа – фартук - подарок младшей сестре.
2 группа – фартук для дежурного в школьной столовой;
3 группа – домашний фартук для мамы;
Самостоятельная работа учащихся в группах.
Учащиеся в группе выдвигают идеи, в соответствии с заданием,
рисуют фартук желаемого фасона, подбирают к нему отделку.
Текущий инструктаж:
1 обход –
проверить, все ли учащиеся приступили к работе.
2 обход – с
целью оказания помощи.
3 обход – с
целью приема работы.
Учитель контролирует, помогает при необходимости.
- Посмотрим, что получилось у наших модельеров.
Защита готовых мини-проектов. Группы комментируют свою
модель.
Молодцы! Справились с заданием. Почувствовали, как легче
работать в группе?
(Слайд №24) А сейчас небольшая пауза: Физкультминутка.
(Слайд №24) Задание №2 для работы в группе: Экспертная оценка фартука
Сейчас вы выступите в роли контролеров ОТКа. Не забудьте
подписать экспертное заключение. Перед вами фартук. Дана характеристика
фартука. Используя её, вы должны заполнить таблицы:
Оценка
качества машинных работ
Оценка
выполненной отделки фартука
Определение
себестоимости изделия
Представитель от каждой группы выступит с оценкой фартука.
(Слайд №26) Задание на развитие логического мышления
Маша, Саша, Даша, Валя и Катя вышивали на фартуке цветы. Они
вышили синий колокольчик, красный тюльпан, жёлтый тюльпан, красную гвоздику и
жёлтый нарцисс. Маша и Саша вышивали одинаковые цветы, а Саша и Катя вышивали
свои цветы ниткой одного цвета. Жёлтыми были цветы Маши и Вали. Что вышила каждая
из девочек?
(Слайд №27) Задание
на развитие логического мышления
Назовите детали фартука и из лишних букв получится вид
отделки:
Пояс, карман, бретель----- кружево.
4. (Слайд №30) Домашнее задание: Подготовиться к защите
проекта (выдать памятки "Подготовка проекта к защите").
Заключительная часть. Достигли ли мы поставленной цели?
5. Выставление оценок с комментированием.
6. Рефлексия
Что нового узнали на уроке? Чему научились на уроке?
Уборка рабочих мест.
Комментариев нет:
Отправить комментарий